Как любой семье, предприятию, организации, городу, государству для организации своей жизнедеятельности необходимы денежные средства. И если семье планировать желательно, но не обязательно, то для города это необходимый процесс, позволяющий оптимально распределить ресурсы.
Согласно ст. 40 Устава города, экономическую основу его местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права муниципального образования.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (т.е. главой города, Советом депутатов, администрацией города).
К собственным доходам местного бюджета относятся:
1) доходы от местных, региональных, федеральных налогов и сборов;
2) средства самообложения граждан;
3) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты;
4) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
5) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей;
6) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
7) добровольные пожертвования;
8) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.
Каковы же доходы бюджета нашего города? Поскольку на повестке дня стоит вопрос об объединении двух городов, Дзержинского и Котельников, заглянем и в карман (то есть, в бюджет) города-соседа. Сравним общие доходы, а также доход на одного жителя города за 2013 и 2014 годы.
Наименование города | Доходы бюджета, тыс. руб. | Численность населения, тыс. чел. | Доходы бюджета на 1 чел в год, тыс. руб. | ||||
2013г. | 2014г. | 2013г. | 2014г. | 2013г. | 2014г. | ||
г. Дзержинский | 1 415 771,32 | 1 276 175 | 48,297 | 48,5 | 29,31 | 26,313 | |
г. Котельники | 1 379 904,2 | 1 364 220 | 36,093 | 37,105 | 38,232 | 36,766 |
Поскольку, в соответствии с Законом Московской области «О бюджете Московской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 гг.», с 2014 года отменены единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Московской области, то в обоих городах прослеживается уменьшение доходов бюджетов в абсолютном выражении: в нашем городе — почти на 140 млн. руб.; у соседей же сокращение составило около 16 млн. руб. Сокращение на душу населения составило 10% у нас и 4% в Котельниках.
Из чего же складываются доходы бюджета г. Дзержинский?
704,5 млн. руб. (или 55% от всех плановых доходов) составляют налоги и другие доходы.
К налогам относятся: налог на доходы физических лиц (194,4 млн. руб.), земельный налог (105,1 млн. руб.), налог на доходы предприятий, использующих упрощенную систему обложения (87 млн. руб.), налог на имущество физических лиц (21,6 млн. руб.).
К другим налогам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (арендная плата за землю — 187,2 млн. руб., за аренду имущества — 7,1 млн. руб.), платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий — 5,6 млн. руб., плата за негативное воздействие на окружающую среду — 2,6 млн. руб., доходы от продажи имущества — 92,7 млн. руб., штрафы и прочие неналоговые поступления.
Отдельно стоит обратить внимание на доходы от продажи имущества: из 92,7 млн. руб. только 2,5 млн. поступит от продажи квартир, оплата которых оформлялась жителям в рассрочку, 9,4 млн. — от продажи земельных участков и 80,8 — от продажи иного имущества.
571,6 млн. руб. (или 45% доходов бюджета) составляют безвозмездные поступления из бюджета Московской области. Это субвенции, т.е. вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели. Каковы же эти цели? Во-первых, это денежные средства на оплату труда работников образования: школ (268 млн. руб.), детских садов (193,4 млн. руб.), на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (2,7 млн. руб.), субвенции бюджетам городских округов на организацию предоставления жителям субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг — 14,5 млн. руб., субвенции на организацию оказания медицинской помощи — 52,5 млн. руб.
№ п/п | Наименование | Сумма в тыс.руб | |
2014 год | г.Дзержинский | г.Котельники | |
1. | НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, ВСЕГО | 704 556 | 1091272 |
1.1 | Налоги | ||
1.1.1 | Налог на доходы физических лиц | 194 444 | 270 000 |
1.1.2 | Акцизы на дизтопливо, моторные масла, бензин | 1 723 | 3112 |
1.1.3 | Налоги на совокупный доход предприятий с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход | 86 986 | 162 562 |
1.1.4 | Налоги на имущество | 126 712 | 201 327 |
1.1.5 | Налог на имущество физических лиц | 21 598 | 6 327 |
1.1.6 | Земельный налог | 105 114 | 195 000 |
1.2 | Неналоговые доходы | ||
1.2.1 | Государственная пошлина | 1 010 | 1000 |
1.2.2 | Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (арендная плата за землю, имущество) | 196 343 | 206 866 |
1.2.3 | Плата за негативное воздействие на окружающую среду | 2 642 | 850 |
1.2.4 | Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 92 716 | 243 000 |
В том числе: | |||
Доходы от продажи квартир | 2 500 | 0 | |
Доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности | 80 783 | 3 000 | |
Доходы от продажи земельных участков | 9 433 | 240 000 | |
1.2.5 | Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 980 | 1055 |
1.2.6 | Прочие неналоговые доходы | 1 000 | 1500 |
3. | Безвозмездные поступления | 571 619 | 27 2 948 |
3.1 | Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности | 151 | |
3.2 | Субвенции бюджетам городских округов на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты | 2 932 | 1599 |
3.3 | Субвенции бюджетам городских округов на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство | 2 723 | 1304 |
3.4 | Субвенции бюджетам городских округов на организацию предоставления гражданам Российской Федерации субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, всего | 14 474 | 8173 |
3.5 | Субвенции бюджетам городских округов на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации | 67 126 | 32940 |
в том числе: | |||
3.5.1 | — на частичную компенсацию стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях в Московской области и в негосударственных образовательных учреждениях в Московской области, прошедших государственную аккредитацию | 11 906 | 6060 |
3.5.2 | — на обеспечение переданных государственных полномочий в сфере образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав городов и районов | 1 784 | 1784 |
3.5.3 | — на обеспечение переданных муниципальным районам и городским округам Московской области государственных полномочий по временному хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к собственности Московской области и временно хранящихся в муниципальных архивах | 967 | 967 |
3.5.4 | Субвенции бюджетам муниципальных образований Московской области на организацию оказания медицинской помощи на территории муниципального образования на 2014 год | 52 469 | 12987 |
3.5.5 | Субвенции бюджетам городских округов на компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, всего | 15 833 | 1 1142 |
Прочие субвенции бюджетам городских округов | 468 380 | 229 632 | |
в том числе: | |||
— на социальную поддержку беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в лечебно- профилактических учреждениях, на 2014 год | 5 985 | 5890 | |
— на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, всего | 268 031 | 105506 | |
В том числе: | |||
— на оплату труда работников, всего | 256 284 | ||
в том числе: | |||
— педагогических работников | 192 697 | ||
— административно- управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала | 63 587 | ||
— приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек | 9 928 | ||
— ежемесячную денежную компенсацию педагогическим работникам в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями | 360 | ||
— оплату услуг по неограниченному широкополосному круглосуточному доступу к сети Интернет муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы в части обучения детей- инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий | 1 459 | ||
— на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях | 194 364 | 109551 | |
В том числе: | |||
— на оплату труда работников, всего | 190 829 | ||
В том числе: | |||
— педагогических работников | 153 352 | ||
— административно- управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала | 37 477 | ||
— приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек | 3 535 | ||
Субвенции бюджетам на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях в Московской области | 8685 | ||
ВСЕГО ДОХОДОВ | 1 276 175 | 1 364 220 |
Как видно из таблицы, налог на имущество физических лиц в г. Дзержинский в 3,41 раза больше, чем в Котельниках (хотя численность жителей Дзержинского больше, чем у соседей, всего лишь в 1,3 раза). Рост этого налога в 2014 году произойдет благодаря принятому в 2013 г. решению Совета депутатов об изменении ставок налога на имущество физических лиц. Зачем увеличивать рост зарплаты, создавать новые рабочие места? Легче все застроить, а потом поднять налог на имущество населения.
В проекте комплексной программы развития города приведена структура налоговых платежей по основным налогоплательщикам. Вот как она выглядит.
Структура налоговых платежей по основным налогоплательщикам
В соответствии с проектом Закона Московской области «О бюджете Московской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 гг.» с 2014 года отменены единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Московской области:
– 9% от налога на доходы физических лиц в бюджеты городских округов;
– 2% от налога на прибыль организаций;
– 5% от налога на имущество организаций.
Уменьшен на 50% норматив зачисления в местный бюджет налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
А на что же расходуются средства из бюджета? Также посмотрим и на расходы Котельников.
№ п/п | Наименование | Сумма в тыс. руб. | |
2014 год | г.Дзержинский | г.Котельники | |
1 | Глава муниципального образования | 2 029 | 2 431 |
2 | Функционирование представительных органов – Совета депутатов | 4 033 | 11 340 |
3 | Функционирование местных администраций | 149 375 | 237 398 |
4 | Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления – контрольно-счетная палата | 4 819 | 9 379 |
5 | Обеспечение проведения выборов и референдумов | 500 | 1 100 |
6 | Резервные фонды | 772 | 16 710 |
7 | Другие общегосударственные вопросы | 34 408,4 | 24 787 |
8 | Мобилизационная и вневойсковая подготовка | 3 634 | 1 649 |
9 | Мобилизационная подготовка экономики | 100 | 50 |
10 | Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона) | 3 865 | 12 636 |
11 | Реализация других функций, связанных с обеспечением национальной безопасности и правоохранительной деятельности | 3 118 | 11 083 |
12 | Национальная экономика | 29 955,5 | 58 993 |
В том числе: | |||
12.1 | транспорт | 6 624 | 3 200 |
12.2 | дорожное хозяйство | 11 560 | 55 793 |
12.3 | связь и информатика | 8 264,5 | 5 000 |
12.4 | другие вопросы | 3 507 | 1 200 |
13 | Жилищно-коммунальное хозяйство | 131 895,15 | 186 936 |
14 | Образование | 859 744,99 | 729 185 |
В том числе: | |||
14.1 | дошкольное образование | 377 449,93 | 475 864 |
14.2 | общее образование | 451 400 | 247 684 |
14.3 | среднее профессиональное образование | 20 | 0 |
14.4 | высшее образование | 135 | 0 |
14.5 | работа с молодежью и оздоровление детей | 29 170 | 3 665 |
14.6 | переподготовка и повышение квалификации кадров | 400 | |
14.7 | проведение мероприятий для детей и молодежи | 1 170 | |
14.8 | другие вопросы | 1972 | |
15 | Культура | 68 372 | 60 686 |
16 | Здравоохранение | 101 154,98 | 35 800 |
17 | Социальная политика | 67 778,3 | 26 931 |
18 | Физкультура и спорт | 110 | 32 527 |
19 | Процентные платежи по муниципальному долгу | 26 070 | 500 |
ВСЕГО | 1 489 101,32 | 1 471 906 |
Если рассчитать долю каждого раздела расходов бюджета, то расходы выглядят так.
Доля расходов на содержание главы города, Совета депутатов, администрации и контрольно-счетной палаты в Дзержинском составляет чуть более 10%, а в Котельниках — почти 25%.
Основная статья расходов бюджета и в Дзержинском, и в Котельниках — образование, доля расходов на которое составляет 58% и 50% соответственно. Следует отметить, что, согласноподпрограмме «Развитие дошкольного образования», на строительство детских садов будет выделено в Котельниках 280 тыс. руб. (на 260 мест). В Дзержинском же бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований составят в 2014 году около 78 млн. руб.
Следующие по объему финансирования – расходы на жилищно-коммунальное хозяйство: около 9% в Дзержинском и 13% – в Котельниках. Расходы на культуру, здравоохранение, социальную политику и спорт составляют суммарно 16% в Дзержинском и 11% в Котельниках.
И если по расходам на «социалку» бюджеты обоих городов сопоставимы, то есть статья, расходы на которую принципиально отличаются. Это статья «Процентные платежи по муниципальному долгу». И хотя ее доля даже в бюджете города Дзержинский всего 1,75%, но в абсолютном выражении это 26 млн. руб. против 0,5 млн. в Котельниках. Почему так? А потому, что бюджетом города предусмотрен верхний предел муниципального внутреннего долга по состоянию на 1 января 2014 года в размере 287 000 тыс. рублей, а предельный объем муниципального долга в течение 2014 года в размере 417 556 тыс. рублей. То есть, изначально предусмотрено, что город живет в долг, а по долгам надо платить. Бюджет соседей тоже предусматривает возможность заимствований, но только в сумме 150 000 тыс. руб. Но, судя по размерам статьи, процентные платежи — это исключительно «на всякий случай».
Сообщить в Яндекс о проблеме